Мало ли что под руками твоими поет...
Знаете, а Гермиона-то права. Я о том, за что ее обычно ругают — "хочу изучать магглов с точки зрения волшебников". Снобизм-де, неэтично, желание отделиться и отречься от маггловского мира, все дела.
Не-не-не. Она не только права, она, как всегда, офигительно логична.
Если бы для меня единственный вариант нормальной самореализации (а для магглорожденного волшебника единственный вариант нормальной самореализации — волшебный мир) был связан с переездом в страну с категорически другой культурой (а маггловская Англия и магическая Англия — это всё-таки две разных Англии), у меня тоже одна из первых мыслей была бы — узнать, как выглядит житель России с точки зрения среднего местного и что местному требуется узнать, чтоб нормально наладить контакт.
Вот если бы маггловедение в Хогвартсе самого начала читали какие-нибудь Кэрроу, а Гермиона радостно им поддакивала — тогда бы да, была бы недостойно себя ведущая ворона в павлиньих перьях. Но преподавательницу маггловедения мы видели, и в чем ее обвинял Волдеморт — слышали.
Не-не-не. Она не только права, она, как всегда, офигительно логична.
Если бы для меня единственный вариант нормальной самореализации (а для магглорожденного волшебника единственный вариант нормальной самореализации — волшебный мир) был связан с переездом в страну с категорически другой культурой (а маггловская Англия и магическая Англия — это всё-таки две разных Англии), у меня тоже одна из первых мыслей была бы — узнать, как выглядит житель России с точки зрения среднего местного и что местному требуется узнать, чтоб нормально наладить контакт.
Вот если бы маггловедение в Хогвартсе самого начала читали какие-нибудь Кэрроу, а Гермиона радостно им поддакивала — тогда бы да, была бы недостойно себя ведущая ворона в павлиньих перьях. Но преподавательницу маггловедения мы видели, и в чем ее обвинял Волдеморт — слышали.
А я с самого начала не видел повода "ругать".
ИМХО
И вот лично я на практике в свое время дико жалел, что я знаю, что такое фольклор, знаю, как его классифицировать и так далее, но вот как общаться с носителями, чтобы нас умных таких из университета не пугались и общаться не отказывались - этого я толком не знаю, нас не учили..
Лично мне главной нелогичностью Гермионы кажется её отношение к учебнику "принца-полукровки". Вместо того, чтобы разобраться, почему альтернативный источник информации даёт лучшие результаты, чем официальный, и понять, нельзя ли из этого получить дополнительные знания, она упёрлась в официальный учёбник.
Вот почему Снейп упирается рогом и учит детей по менее эффективному учебнику, когда он ЗНАЕТ, как безопасно сделать лучше — это действительно та еще загадка.
Проблема в том, что это:
а) совершенно не было высказано в аргументации (вообще, кстати, в тексте я не помню, чтобы хоть кто-то акцентировал внимание на ТБ);
б) Гермиона умеет нарушать ТБ - одно оборотное зелье в туалете чего стоит - и даже при необходимости соблюдения ТБ она могла хотя бы заинтересоваться, почему у Гарри всё-таки работает.
Т.е. неподходящее помещение и отсутствие квалифицированного надзора при варке сложнейшего зелья в первый раз - это не нарушение ТБ?
А то, что у Гарри пару раз получилось, для нее может быть не аргументом: два раза получилось, а вдруг на третий будет опа?
Два раза - это действительно не показатель. Но насколько я понимаю, какое-то зелье варилось каждый урок, урок как минимум каждую неделю. Сколько там к концу года набирается? И ни одного промаха. При том у человека, который ранее не блистал, мягко говоря.
При этом она тратит определённые усилия, чтобы выяснить личность автора. История отдаёт несколько "схоластическим" подходом - важно не что написано и к чему это приводит, важно кто написал.
А правда - почему?
Ну, тут мы упираемся в вопрос, что считается ТБ, а что некоторыми дополнительными инструкциями.
Условно говоря, есть правило, что книги из Запретной секции не положено выдавать абы кому без разрешения преподавателя. С одной стороны, разрешение у них было. С другой стороны, нормальный преподаватель им бы это разрешение не выдал
Т.е. повторюсь, в каноне никаких похожих слов нет и близко. Ни один преподаватель не сообщает о каких-либо формальных правилах. Поэтому сложно понять, что именно у них ТБ, которая "написана кровью", а что - прочие инструкции, которые существуют по другим соображениям.
(Но вообще лично мне после "ГП и методов рационального мышления" понятия "канон" и "ТБ" кажутся совершенно несочетаемыми
В случае обучения имеем ситуацию, когда непрофессионала (ученика) нужно допустить к процессу. Поэтому непрофессионала в этом случае дублируют профессионалом (преподавателем). Это требование к ТБ, по сути, уже не относится. Оно вводится для того, чтобы обеспечить соблюдение ТБ. Если ученик уже все умеет и знает, и ТБ, и предмет, то преподаватель ему уже фактически не нужен, проблема только в том, что знать об этом до экзамена (или другой проверки) может только сам ученик.
Если перенести все это на Хог, как есть, то в поведении Гермионы нет ничего противоестественного. Она вполне может осознавать, в чем именно заключается опасность нарушения ТБ, а в чем - опасность отсутствия преподавателя. В знаниях своих она уверена, значит, уверена и в том, что зелье получится. Для нее, в таком случае, вполне логично отнести требование присутствия преподавателя к категории школьных правил. А школьные правила, как мы тут выяснили, она нарушать умеет.
ЗЫ. Надо бы мне таки дочитать "ГП и методов рационального мышления", а то начал, впечатлился, но что-то меня отвлекло.
Но насколько я понимаю, есть профессии (например, электрик), где есть понятие "группа допуска". А магия, насколько мне представляется, достаточно сильно зависит от личности.
Она вполне может осознавать, в чем именно заключается опасность нарушения ТБ, а в чем - опасность отсутствия преподавателя.
В принципе да. Но в ситуации с рецептами "принца-полукровки", поправки "принца" кажутся не слишком значительными по сравнению с регулярными ошибками учеников. (Это я возвращаюсь к тому, с чего всё началось). Т.е. факт остается фактом - ученики регулярно делают ошибки, и Снейп и Слагхорн позволяют им их делать, т.е. явно не считает, что они могут совершить такую ошибку, от которой тут сразу могут быть массовые жертвы с серьёзными исходами. Следует ли тогда считать строгое следование рецепту в учебнике частью ТБ?
То есть в случае с оборотным зельем она вполне могла быть уверена в благополучном исходе. А вот что произойдет, если применить рецепт из какой-то левой книжки, она не знает, и может предполагать вполне тяжелые последствия. Особенно если учесть, как у них там радикально порой результат меняется от мелочей всяких.
Я понимаю логику "а черт его знает, что получится", но моя мысль заключалась в том, что вряд ли от этого произойдёт массовый бабах и все помрут. Потому что если бы такое могло теоретически случится, это давно случилось бы просто по чьей-нибудь ошибке.
Но при этом она даже не думала применить свои "базовые знания" постфактум. Т.е. есть она всё сделала по одобренной инструкции. Гарри - по альтернативной. У Гарри получилось лучше. Но она не задаёт вопрос "почему?". Объясняют ли базовые знания такой эффект? Есть ли в каких-нибудь других книгах что-то подобное? Ладно, можно понять нежелание рисковать применяя эти рецепты самой. Но не видно даже попытки задуматься.
А по поводу незначительных изменений в методике, я вам историю расскажу из личной практики. В химии достаточно часто используется металлический натрий. После эксперимента остатки натрия надо утилизировать. Проблема заключается в том, что натрий самовозгорается при соприкосновении с водой (в школе на уроке химии такой опыт иногда показывают: кусочек металла бегает по поверхности воды и горит), поэтому его надо перевести в какое-то пожаробезопасное состояние. Усугубляется это тем, что после эксперимента мы имеем не чистый натрий, а смесь всякого, валяющуюся в колбе, да еще и к стенкам прилипшую. Обычно натрий гасят спиртом. Со спиртом натрий взаимодействует не так активно, как с водой, в итоге мы имеем вполне безопасный раствор. Заодно спирт частично растворяет прочую грязь, высвобождая натрий из нее и отмывая колбу. Но было время, в девяностые, когда со всякими растворителями вообще, и со спиртом в частности, в лаборатории было плохо. Тогда вспомнили о другом методе гашения натрия: водой под слоем бензола (или толуола, за давностью уже не помню, а искать лень). Суть метода: в емкость наливают воду и бензол таким образом, чтобы слой бензола полностью покрыл поверхность воды (бензол легче воды и не растворяется в ней, поэтому плавает на поверхности, как масло). Затем туда мелкими порциями кидается натрий. Так как натрий легче воды, но тяжелее бензола, он плавает на границе. Там он взаимодействует с водой, но не загорается, так как доступ воздуха перекрыт слоем бензола. Если натрия не кидать слишком много, то разогрев будет не слишком сильным, и натрий мирно растворится в воде, превратившись в более безопасную щелочь. Мы, тогда еще недостаточно опытные студенты с аспирантами, решили применять этот метод для экономии спирта, но хороший бензол тоже было жалко, поэтому решили взять отгон бензола. Отгон - это тот же бензол, только использованный в эксперименте в качестве растворителя, а потом отделенный от других веществ при помощи перегонки. Такой бензол обычно содержит некоторое количество примесей, так как его специально не очищают после отделения. Но мы решили, что это количество примесей нам не помешает. И оказались неправы, причем сильно. Отгон оказался тяжелее натрия, и натрий в нем всплывал. Причем всплывал не очень быстро, так что успевал немного повзаимодействовать с водой, расплавиться от выделившегося тепла и распасться на достаточно мелкие куски. В итоге мы получили патовую ситуацию: натрий плавает на поверхности бензола, где с ним ничего не происходит, извлечь его оттуда достаточно сложно, так как куски мелкие, а горло посудины достаточно узкое, и просунуть в него что-то широкое, чем можно вычерпать натрий вместе с бензолом, невозможно. И оставлять нельзя. В конце концов, решили попробовать перелить аккуратно в более широкую посуду. Операция опасная, но оставлять натрий как есть еще опаснее. Перелить достаточно аккуратно не удалось, в какой-то момент появился участок воды, не покрытый бензолом, натрий на нем загорелся и поджег бензол. Пришлось тушить уже полноценный пожар в нашей посуде. Вот так вот. Недостаточно чистый бензол (по сути, мелочь) превратил достаточно безопасную методику в пожар.