Читала "Задолбали", наткнулась на вот эту историю. И как-то, знаете, обидно за библиотекарей стало. Потому что на самом деле обидели мужика далеко не библиотекари. Библиотекарь тут сделал всё, что мог в тех условиях, в которые его запихали.
И захотелось мне, знаете, рассказать, каковы на самом деле эти условия.
Цитирую историю целиком.
читать дальшеЧасто переезжаю, и перевозить абсолютно все вещи нет возможности и желания. Ненужные футболки, кофты, чуть испорченную обувь приняли без проблем в пункте помощи малоимущим. Самое интересное началось, когда я решил сдать в библиотеку часть книг из своей коллекции: перечитывать их не буду, пусть лучше для народа пользу принесут. Позвонил в ближайшую библиотеку.
— Нет, сегодня мы ничего не примем. Мы скоро заканчиваем работать, зайдите завтра в десять.
— А почему вы не примете сегодня? Вам ещё три часа работать.
— Все люди заняты, некому будет с вами возиться.
— Хорошо, а если я завтра не успею к десяти?
— Это ваши проблемы, не факт, что мы сможем принять, — на этих словах положили трубку.
На следующий день у меня не получилось приехать к десяти, но я всё же решил заехать.
— Здравствуйте, я вам вчера звонил и привёз книги в подарок.
— И что? — полное недоумение в глазах.
— К кому я могу обратиться, чтобы их отдать?
— Директора нет, иди вон к тому столу. Может быть, у тебя (когда мы перешли на «ты», я не знаю) их примут.
Видимо, приём книг — это очень серьёзное дело, раз лично директор его проводит. Но женщина согласилась принять у меня книги. Она их пересчитала, посмотрела на состояние, мило улыбнулась и поблагодарила. Я думал, что это счастливый конец, но не тут-то было. Подлетели какие-то другие женщины, и началось:
— Так, а вот тут уголок сбит, мы не будем принимать такую. А это что за книга? Про наркоманов и пьяниц? Да чему мы научим молодёжь! (Пометка «21+» игнорируется.) А зачем нам книги на французском? А что это за серия? Нормальных книг нет у тебя?
Я вот стою и думаю: а зачем я решил их сдавать? Чтобы мне хамили и грубили? Я уверен, что не одной из моих книг в этой библиотеке нет. Но раз уж начал делать, то надо до конца.
— Так, ещё заявление пиши. На имя директора. «Я, такой-то», указываешь паспортные данные, «прошу принять мои книги в количестве 78 экземпляров». Как паспорта нет? Ты куда шёл-то? Ручку и листок дать ещё? Чем там тебя за границей только учили…
Кое-как приняли, хотя пару книг пытались вручить обратно. Вечером я полазил по сети и нашёл не одну подобную жалобу на библиотеку. Нельзя быть в этой стране добрым и сделать кому-то приятное — хуже себе только будет.А теперь — немного пояснений от бывшего библиотекаря: что это было на самом деле. По крайней мере, чем это могло быть в 2009 году (когда уходила оттуда я) и не в столице. Кстати, сомневаюсь, что в нашей преподобной ЦБС многое изменилось...
читать дальшеНачнем с того, что позвонил он в ближайшую библиотеку. То бишь в обычную районку. Обычная районка а) подчиняется руководству городской/районной ЦБС, которая скорее всего на другом конце района/города, б) рассчитана на т.н. "массового читателя" с вытекающими, то есть имеет только "общую" и юношескую кафедры в) не имеет своего отдела комплектования и обработки фонда.
Продолжим: рабочий день в библиотеке начинается на час раньше, чем приходят читатели. И формально только в этот час библиотекари отделов обслуживания имеют право заниматься делами, не являющимися обслуживанием читателей и мероприятиями для читателей. Проверка фонда, сведение статистики, прием этих самых даров — это должно делаться либо до прихода читателей, либо тогда, когда ни одного читателя, пришедшего за книгами, нет.
Еще одно важное уточнение: зарплата заведующего отделом в 2009 году в городе Краснодаре составляла 8 тысяч рублей, библиотекаря — 4. Возможно, сейчас суммы незначительно больше, но неизменным остается одно: примерно половина той суммы, которую получал у нас на руки библиотекарь, — "городские", "районные" или "краевые" надбавки, оклад вдвое меньше. За любое нарушение и проступок, на которые найдется кому настучать (а это может кто угодно, от желающей выслужиться коллеги до бабушки, которую слишком медленно обслужили, отвлекшись) надбавки могут снять.
Из этого применительно к истории молодого человека вытекает следующее.
1. Любая подаренная читателем книга должна пройти оформление в отделе комплектования и обработки фонда. Да, привезти их туда скорее всего дадут машину. Но вот забирать оттуда неподошедшее библиотекарям придется ехать за свой счет и в свое рабочее время, в которое должно заниматься обслуживанием читателей и проведением массовых мероприятий, если они есть (а они раз в неделю есть, а то и два, и по ним еще гору бумажек писать надо). Виноват в этом будет библиотекарь, нагнуть и лишить надбавок после нескольких таких разъездов могут запросто.
1а. Неоформленных книг (кроме брошюр до 8, что ли, страниц объемом, которые шифруются как "бр") в помещении библиотеки быть не должно, это тоже серьезное нарушение. По факту — бывает, но.
2. Среди принесенных МЧ книг неподошедшего было много.
2а. Книгу с отогнутым уголком (и любыми другими повреждениями, даже малозаметными) принять отдел комплектования не имеет права. Более того, отдел комплектования не имеет права принять книгу, если она в идеальном состоянии, но старше определенного количества лет издания. Скажем, в 2008 даримая книга не должна была быть старше 2006.
2б. Книгу на иностранном языке отдел комплектования имеет право принять только в том случае, если в одариваемой библиотеке есть отдел иностранной книги. В районках его обычно нет.
2в. Книгу "пронаркоманов" отдел комплектования скорее всего не примет потому, что убоится закона о защите детей от информации.
2г. Если отдел комплектования всё это примет, его сотрудники рискуют так же и тем же, что библиотекари районки.
3. Библиотекарь не имеет права принимать дары читателей без акта, за это его тоже могут нагнуть. Акт должна подписать заведующая или директор филиала, иначе это опять же нарушение. Поэтому принимать книги без заведующей у МЧ действительно никто не мог.
3а. За три часа до окончания рабочего дня заведующей в филиале запросто может не быть. Она вообще не всегда наличествует на месте, потому как примерно половину рабочего времени проводит за разъездами в централку и решениями вопросов, которые без участия централки не решаются.
4. Если МЧ сказали, чтоб он пришел к десяти, значит, прием читателей начинается в 11 и товарищу обозначили то единственное время, в которое имеют право этим заниматься. Если его приняли с дарами в другое время — ему пошли навстречу с риском для себя, а не "обидели".
5. Растолковывать всю эту простыню молодому человеку библиотекарям тоже было некогда. Физически. Даже если бы он пришел в десять, до приема читателей. Потому что за этот час им еще надо как минимум свести статистику за вчерашний день, проверить расстановку книг на открытом доступе и обзвонить задолжников, а как максимум — еще сценарии на будущие массовые мероприятия пописать и отчеты по прошедшим, фонды попроверять, анализ формуляров сделать, познать самое себя и намолоть кофе на семь недель. Альтернатив, впрочем, много: не обедать, приходить еще на час раньше, уходить позже (я и так уходила на час-полтора позже и еще брала на дом), делать это всё при читателях (рискуя замеченным нарушением и нагибаловом) и так далее.
В общем, единственный технический косяк, который здесь допустили библиотекари — они не сказали парню сразу, что надо принести паспорт, а единственный этикетный — обращение на "ты". Остальное — попытки хоть что-то сделать в существующей системе, которая делать никому и ничего не дает, в этом товарищ читатель прав.
И таки да, мне всегда было стыдно перед читателями, которые приносили во внеурочное время хорошие, но "неформатные" книги, а мне приходилось им отказывать и очень быстро объяснять, почему.
Хм, а если книга старая, но не переиздавалась?
Если она нужная и в хорошем состоянии - могут взять. Но только если не раньше 70-х по году издания))
Айриэн, три года в библиотеке при МГУ, правда, в отделе учебной литературы.
Так вот, даже на замену очень сложно принимать книги. Притом, что там специально списки делали, что нести.
Ок, стороннему человеку не очень очевидно, в чем смысл, но он есть. В основном он касается того, что принимать в фонд книги только для того, чтоб их списывать как неликвид - неразумно.
Хэлле, КРысь, скорее всего редко проверяют эти ваши библиотеки У нас проверки были регулярные, и себе дороже было неоформленную книгу кому-то выдать. Бывало так, что я приносила читателям нужное из дома, а в формуляр писала шифры других книг, которые в фонде были оформленными.
Скажем так, исходно она не дебильная, да. Как исходно прекрасна и классно-урочная система обучения в школе. Но что из всего этого делают здесь и сейчас...
Ну, от семидесятых -- это уже какой-то разумный срок, но два года -- совсем маленький, вот я и удивляюсь.
Но вот то, что описал мужик - когда не берут 21+, книгу на французском и т.п. - это именно нахрена брать то, что будет четыре года лежать мертвым грузом, а потом подлежит всё равно списанию.
Плюс, народ, он не "стопочку" принес, а 78 штук книг. Это по суммарной стоимости потянет... ну, положим, не меньше, чем тысяч на десять.
Естественно, оформление этого по стоимости надо как акт дарения и прочая и прочая, а то влетит всем.
Хуже с учебниками, потому что учебники истории 1995 лучше, чем 2012 - но пользоваться я обязан вторым.
Между тем научная универовская библиотека периодически делает раздачу слонов: раздает часть фонда на свободный вынос. И вообще, стол в вестибюле сейчас используется как полка буккроссинга. Потому что опять же: хранить негде. А кое-что морально устарело.
Так что бывали, бывали месяцы, когда моя з.п. составляла ажно 5000 с небольшой горкой.
И мы тоже не брали книги. И пластинки не брали в музыкальный отдел.
И как-то за те деньги не хотелось даже задолжников обзванивать.