В фейсбучной френдленте обсуждали детские стихи. Пользуясь случаем, вспомнила, что Марк Вейцман, на фоне многих малоизвестный, прекрасен практически весь. Как попалась лет в десять у бабушки книжка в бумажной обложке, так и люблю - не могу. Одна жалость - то, которое "мне бы подвиг совершить - надо сено ворошить", в интернете что-то не находится. Но, мамы-папы деточек начального и среднего школьного возраста, "Самокат" недавно его книжку выпустил, и она на Озоне божеских денег стоит!
.
Хорошие детские стихи, много=Действия с дробями=
.
Три с половиною овечки
и восемь сотых пастуха
однажды встретили у речки
четыре пятых петуха.
А у доски, в штанишках мятых,
пока визжал от смеха класс,
стоял один и ноль десятых,
и слезы капали из глаз…
.
=Старая книга=
.
Ни начала, ни конца,
автор неизвестен.
У героя нет отца,
он упрям, но честен.
Всё село в густом дыму,
жутко пламя пляшет.
Он уходит.
Вслед ему
мать платочком машет…
Партизанский край лесной.
Доблесть и отвага.
Нет обложки, шрифт дрянной,
жёлтая бумага…
Не могу ни пить, ни есть,
лягу спать – не спится.
Тяжела, как будто жесть,
каждая страница.
Грохот взрывов…
Свист свинца…
Гибель командира…
Ни начала,
ни конца –
только середина…
.
=Мой городок=
.
Прибыли гости столичные,
солнце им, что ли, не впрок?
Что же с таким безразличием
смотрят на мой городок?
.
Что же они не влюбляются
в улочек скромный уют?
Только на пляже валяются,
яблоки-груши жуют.
.
Всё я им честно показывал –
фабрику, школу, причал.
То, что люблю, не навязывал –
словно подарок, вручал.
.
Днепр, точно олово, плавился,
катер в затоне пыхтел…
Город гостям не понравился –
видимо, не захотел.
.
=Прореживают лес=
.
Лесники прореживают лес,
лишние деревья убирают.
Лишние деревья умирают,
чтоб расти нелишним до небес.
.
Пилы воют. Топоры стучат.
И, дрожа, как будто от мороза,
смотрят друг на друга и молчат
лишний клён и лишняя берёза.
.
=Упрямый Сидоров=
.
- Ты старшим, Сидоров, не ври.
- А я и так не вру!
- Пример с отличников бери.
- А я и так беру!
- И не шали, и не груби,
ты понял, дорогой?
Ну, словом, стань совсем другим.
- А я и так другой!
.
=Чемпион=
.
Хочу, чтоб некто в честной схватке
швырнул Серёгу на лопатки.
С тех пор, как стал он знаменит,
он не заходит, не звонит!
Он чемпион в легчайшем весе!
Ему теперь не до друзей.
И с ним нельзя, как прежде, вместе
сходить в кино или музей.
Пусть проиграет!
Вон как Рогов
его таскает по ковру!
Так отчего ж «Давай, Серёга!»
опять как бешеный ору?!.
.
=Эх, папа!=
.
Наш папа переехал к этой Тане.
Не понимаю, что он в ней нашёл.
И с кем теперь в бассейн ходить он станет,
И с кем по четвергам играть в футбол.
.
Там, правда, есть китайский хин Кусака,
Однако же не дог, не бультерьер!
Но ведь и мы могли б купить собаку,
Немецкую овчарку, например!
.
Оттуда на трамвае до «Динамо»
Тащиться с пересадкой целый час!
Притом что, между прочим, наша мама
Красивей этой Тани в десять раз!
.
=Куда уходит время=
.
А куда уходит время,
кто ответит, кто подскажет?
В раздевалке баба Феня
всё носки кому–то вяжет.
.
Голова её седая
с каждым годом всё белее.
Осень листьями латает
опустевшие аллеи.
.
Бьют часы на стенке грозно,
сохнет мел на полках ветхих,
и с крючков свисают гроздья
наших курток разноцветных.
.
Очень жаль, что слишком прытко
медный маятник болтался.
Но клубочек прочных ниток
до сих пор не размотался.
.
Смотрит строго баба Феня,
чуть скрипит под нею кресло.
А куда уходит время, –
это ей неинтересно.
.
=Наша классная=
.
Наша классная нам нравится,
но не может с нами справиться,
потому что наша классная
совершенно не опасная.
Ей бы с нами – порешительней!
В школу вызвать бы родителей!
Тесной дружбой похвалиться бы
с детской комнатой милиции!
Ей чехвостить нас почаще бы
и поменьше бы любить!
…Наша классная – несчастная,
но её нам не забыть…
.
=Другие дети=
.
Другие дети так едят,
как нам не снилось с вами.
Они, съедая всё подряд,
растут богатырями!
.
Они, на радость пап и мам,
так рано спать ложатся,
что ни за что ни мне, ни вам
за ними не угнаться.
.
Они в портфели дневники
вложить не забывают,
они ковры-половики
охотно выбивают.
.
А если изредка соврут,
то это не нарочно.
Вот только где они живут,
никто не знает точно!
.
=Контрольная=
.
В условии – ошибка,
в ответе – опечатка!
Не делится семнадцать
на восемь без остатка.
.
Нельзя сложить, к несчастью,
напильники с гвоздями.
Нельзя посовещаться
с хорошими друзьями.
.
На липах мокнут галки,
и дождь по окнам лупит.
Никто не шлёт шпаргалки.
Никто меня не любит!
.
=Высший класс=
.
Нам гости показали высший класс,
они легко и весело играли,
и с крупным счётом выиграв у нас,
они за это нас не презирали.
.
А пропустив в конце красивый гол,
они, казалось, были даже рады.
Таким, наверно, должен быть футбол –
без грубости, без мелочной досады.
.
Был жаркий день. Мы улеглись в тени.
И тренер наш, глаза прикрыв устало,
сказал, что вот такими, как они,
должны мы стать во что бы то ни стало.
.
Теперь мы знаем многие финты
и на поле умеем отличиться.
Но трудному искусству доброты
ещё нам долго предстоит учиться.
.
=Кравцов=
.
Кравцова из секции выгнали вон.
Он вечно опаздывал на стадион,
слегка привирал и хихикал в строю,
хоть, в общем, неплохо играл на краю.
Он в сумку потёртую бутсы швырнул
и в дверь раздевалки как в омут нырнул.
Никто не окликнул, никто не догнал.
А он ведь помог нам пробиться в финал!
Он добрый был парень, хотя озорной…
А что, если так же поступят со мной?
.
***
.
Меня прикрепили к Петровой.
Я всё объяснил ей, как мог.
Петрова сказала сурово:
«Спасибо за то, что помог».
В портфель запихнула скакалку,
махнула рукой и ушла.
И стало мне грустно и жалко,
что всё она вмиг поняла.
.
=Баллада о связном=
.
Жил мальчик на хуторе Мшистом,
за дальним кордоном лесным.
Когда появились фашисты,
он стал партизанским связным.
.
Ходил он, как нищий, по сёлам
с холщовой сумой на плече,
в отцовских ботинках тяжёлых
и мамином рваном плаще.
.
То в окна стучался немые,
то брёл к старикам на покос –
и танк подрывался на мине,
и поезд летел под откос.
.
Забылось негромкое имя,
осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму,
его расстреляли весной.
.
А хутор облили бензином,
и, счёт потерявший векам,
он в бешеном пламени сгинул
и с дымом ушёл к облакам.
.
Теперь у сухого колодца
растёт кормовая трава…
Что, жизнь, от тебя остаётся?
Одна лишь глухая молва?
Да горечь, с которой не сладить?
Да буковок мелкая вязь?
.
Мне больно!
Мне нужно наладить
меж прошлым и будущим связь!
.
Поэтому снова и снова
по узкой тропинке лесной
из дальнего сорок второго
идёт мне навстречу Связной.
.
Я взгляд его чувствую кожей,
к нему, задыхаясь, бегу.
И если б спросил он:
«Ты сможешь?» –
то я бы ответил:
«Смогу».
Спасибо)
Я не могу сказать, что они не нравятся мне. Но дочке в семь лет вряд ли предложу. И ученикам читать бы не стала.